Информация


Консультация специалиста
Консультация специалиста
Loading…


Сезон гриппа
Справочники
Каталоги


Бесплатная консультация врача


Медицинская энциклопедия / Статьи / Педиатрия

Мамам на заметку

Дам несколько советов в связи с письмами молодых мам, в которых речь идёт о здоровье малышей.

Вот письмо, в котором говорится:
" Моему сыну 4 года, и он, вообще-то довольно спокойный мальчик, но при виде тазика с горячей водой, в которой запарена какая-либо лекарственная трава или растворён горчичный порошок, начинает капризничать и никак не опускает ножки в тазик. Может быть, я что-то не так делаю?"
Ножные ванны - очень эффективная процедура. И очень часто применяемая с давних времён. Наиболее распространённая ошибка мам при проведении процедуры - погружение ног ребёнка в горячую воду. Дети дошкольного возраста плохо переносят температуру воды выше 38 градусов по Цельсию. И не следует наливать воды выше уровня голеностопных суставов - только чтобы стопы и лодыжки были погружены в воду.
Вот как надо правильно делать ножную ванну ребёнку:
- температуру воды в тазике или иной ёмкости надо повышать постепенно - примерно на градус каждые две-три минуты и не делать воду горячее 39 градусов по Цельсию;
- длительность этой лечебной процедуры не должна быть более получаса, но и не менее 15-17 минут;
- как только ребёнок вспотел - сразу же прекращайте процедуру;
- во время процедура контролируйте температуру тела ребёнка.

В другом письме мама малышки беспокоится о неспокойном сне дочурки:
"Моей Настюшке скоро уже полгода. Во время сна чмокает губками, морщится, иногда вздрагивает и даже всплакивает. Наша бабушка говорит, что мы все не даём высыпаться ребенку громкими разговорами, включением света. И вот что ещё - моя свекровь настаивает на тугом пеленании, а врач наша категорически с этим не согласна.
И ещё - дочурка моя действительно очень уж много спит - такое ощущение, что только кушает да спит - и часа после кормления не бодрствует, засыпает. А сколько должен спать ребёнок в этом возрасте?"

Свой первый год жизни дитя спит большую часть суток, ведь природой так устроено, что именно во время сна ребёнок растёт, и организм его скапливает силы, которых ему требуется, ох, как много. Сон укрепляет силы ребёнка, его здоровье, повышает его сопротивляемость неблагополучным факторам среды и, безусловно, обеспечивает нормальное психическое развитие.
Конечно же, дети разные, а значит и потребность в сне у детей одного и того же возраста - тоже различная. Всё это находится в зависимости от многих факторов, но особенно - от нервной системы ребёнка. Уложив дитя в кроватку, не следует нарушать сложившийся уже бытовой ритм в доме - надо, конечно, разговаривать немного тише, не стоит и яркий свет включать в комнате, где спит ребёнок. Но возводить тишину и прочее в культ - нет никакой нужды.
И ещё - старайтесь с самого раннего возраста приучать ребёнка засыпать в отсутствие взрослого члена семьи - мамы, бабушки, папы. Это благотворно влияет на центральную нервную систему дитя, не создаёт предпосылок для капризов в будущем. И, пожалуйста, помните, что кости черепа у ребёнка этого возраста очень пластичны и при длительном лежании на одном боку могут уплощаться. А потому укладывайте дитя в кроватке то на один, то на другой бочок, но лицо ребёнка всегда должно быть обращено к свободному пространству комнаты, а не к стене.
А то, что Ваша девочка вздрагивает, всплакивает, гримасничает во сне - в том ничего страшного нет. Это чаще бывает у возбудимых детей, либо у детей, которые спят в непроветренной комнате, либо слишком туго спеленутые, когда мимическая мускулатура как бы компенсирует недостаточную подвижность мышц конечностей, туловища.
Надо знать, что на глубину сна ребёнка очень влияет температура воздуха в комнате. Уложив малышку спать, надо открыть форточку или приоткрыть окно (если, конечно, за окном не жуткая стужа); движение свежего воздуха действует убаюкивающее, усыпляющее и на детей, и на взрослых.
Очень важно организовать сон ребёнку. От этого во многом зависит развитие ребёнка, его будущее. Укладывайте дитя спать строго в одно и то же время. Частые отступления от режима ломают защитные, приспособительные силы детского организма (и взрослого тоже, к слову), нарушают сон. Дети становятся апатичными, вялыми, раздражительными.

А вот письмо, в котором поднимается очень важный вопрос, - что делать, если у ребёнка возникло нарушение дыхания:
"Моему сыну 4 с половиной года. Он играл у себя в уголке, и вдруг захрипел. Мой сын лежал на спине и глядел на своих родителей и на меня испуганно и хрипел. Губки его как-то страшно посинели, он пытался вздохнуть полной грудью, но у него это не получалось. Решила написать вам, чтобы вы рассказали людям как надо поступать в таких случаях".
В таких очень непростых случаях люди теряются, когда плохо представляют себе, что и как надо делать. А когда они знают что делать, растерянности, как правило, не бывает. Именно поэтому экипажи самолётов, кораблей тренируют, вырабатывая автоматизм в действиях при аварийной ситуации.
Постарайтесь запомнить всё, что я вам сейчас изложу. А потом периодически как бы проигрывайте в уме комплекс мер по устранению неблагоприятных ситуаций и по уменьшению степени воздействия на пострадавших людей. Ведь повторение - мать учения.
Итак, если у ребёнка возникло нарушение дыхания, это может быть спровоцировано несколькими причинами - травма, проникновение в дыхательные пути инородного тела, внезапное заболевание, скажем, какая-то аллергическая реакция на какой-либо реагент, содержащийся в игрушках или домашней пыли, внезапное проявление скрытого заболевания. Над этим раздумывать у вас времени не будет. Запомните, что надо делать в этих случаях:
- самое главное - вызовите врача, неотложную помощь;
- не выражайте растерянности и испуга - ваш испуг и ваша растерянность негативно скажутся на состоянии ребёнка;
- осторожно, но не медля, расстегните тугую одежду, особенно ворот или воротник;
- до прибытия врача не передвигайте, не перекладывайте ребёнка, и уж никак не кладите ребёнка в положение, которое кажется ему неудобным;
- не пытайтесь подложить под голову ребёнка подушку или что-либо иное, потому что таким образом вы можете лишь ухудшить доступ воздуха в дыхательные пути;
- ни в коем случае не пытайтесь давать ребёнку пить или есть;
- не обманывайтесь, если увидите, что малыш начинает засыпать или, если вам показалось, что одышка у него уменьшается, - это может свидетельствовать не об улучшении, а, напротив, об ухудшении положения дел. Не надо делать никаких выводов до прибытия врача.

Нередки в письмах вопросы о лечении малышей, заболевших фарингитом.
Пожалуйста, помните, что чем меньше возраст ребёнка, тем меньше у него выраженность проявлений фарингита.
Маленьких детей (до полутора-двух лет), больных фарингитом, не следует выносить - вывозить в холодную и сырую погоду на улицу. Лучше, если вы это болезненное состояние переждёте дома - не менее 6-7 дней. Всё это позволит избежать осложнений (ложного крупа, ларингоспазма, аденоидита, ангины и пр).
Используйте вот такие простые и надежные средства:
- питьё маленькими глоточками отвара ромашки лекарственной или отвара шалфея (брать по 1 чайной ложке 2-3 раза в день);
- Смазывание слизистой полости рта 1%-ным раствором фурацилина;
- Сухие согревающие компрессы на шею (например, нагретую на сковороде гречневую крупу или рис поместить в любой матерчатый мешочек или чистый носок).

Довольно частым поводом для обращения является гнойно-воспалительный процесс в пупке, в его глубине, у новорожденных (едва ли не у 10-12 детей из каждых 100). Это заболевание именуется омфалитом.
Чем проявляется болезнь? Как и всякое воспаление - покраснением, отёком (припухлостью) кожи в области пупка, появлением в области пупка серозного отделяемого, а вскоре и гноевидных выделений.
А вот теперь немного о лечении. Ваш врач, конечно же, расскажет, что и как делать в этом случае. Но разве бывают знания лишними?
Приобретите в аптеке 3%-й раствор перекиси водорода и закапайте в пупок ребёнку несколько капель. Через минуту-две ватным тампоном осушите пупок. Можно повторить эту процедуру ещё раз. Таким образом, достигается очищение ранки. После этого обработайте кожу вокруг пупка 5%-м раствором йода. А уж потом этим же 5%-м раствором йода надо смазать кожу внутри пупка. Следует использовать для обработки кожи раствором йода снаружи и внутри пупка разные марлевые салфеточки. Купать дитя можно лишь после тщательного заклеивания пупочной ранки - чтобы вода туда не попала.

А что делать, если Ваш маленький сын стремится запугивать других детей и при этом даже пытается прибегать к силе? А вот что.
Вам, безусловно, придётся часто напоминать вашему малышу об установленных правилах. Вот что советует делать в таких случаях доктор Собески из американского центра наук о здоровье университета штата Колорадо, который уже много лет исследует психологию детей и занимается коррекцией поведения детей в детской больнице в Денвере… Учёный советует стать для ребёнка его вторым "Я" или ангелом-хранителем. Когда агрессивность ребёнка начинает проявляться, обязательно укажите ему на это и предложите ему альтернативные методы решения проблемы. Например, скажите сыну: "Тебе очень захотелось получить эту игрушку и при этом толкнуть или ударить другого мальчика? Но ведь это неправильно. Лучше скажи вслух, что ты очень рассердился, подойди ко мне и скажи, что тебе хочется толкнуть или ударить этого мальчика, но ты знаешь, что так поступать не следует".
Так или примерно так говорите с Вашим сыном. Никогда не говорите ребёнку, что он "хороший мальчик (или хорошая девочка)" или "нехороший мальчик (нехорошая девочка)". Дети, как правило, очень быстро перестают обращать на эти слова внимание. А вот если вы будете говорить ребёнку: "Ты приятно удивил меня, сделав то-то или то-то или, напротив, сильно огорчил меня, сделав…". Похвала действию очень значима для детей, в отличие от похвалы типа "хороший или хорошая".
Обратите внимание на то обстоятельство, что ребёнок, запугивающий других детей, очень быстро замечает, что физическая агрессивность приносит лишь ограниченный успех. Да, конечно, он может отобрать ту или иную игрушку, которая ему понравилась, но скоро, очень скоро выяснится, что он остался без друзей, что он в одиночестве, от него шарахаются другие дети, его сверстники. К слову, это обстоятельство часто побуждает ребёнка задуматься о том, что же привело к этому одиночеству. Зачастую малыш не может сам выяснить, что же привело его к одиночеству, вот и нужно ему всё это терпеливо разъяснять. Надо стараться учить ваших детей критически мыслить. Сначала терпеливо без повышения голоса скажите ребёнку, что произойдёт, если он возьмёт в привычку прибегать к силе. Сделайте упор на то, что его перестанут хвалить. Дети очень чутко реагируют на это. Как только ребёнок начинает понимать, что его ждут неприятности, он начинает искать возможность исправиться. Это так и есть.

И в заключении "о кусании".
До полутора-двух лет - кусание близких и других детей - довольно часто встречается - так ребёнок "отвоёвывает" своё жизненное пространство. А вот после 2-3 лет это, как правило, прекращается. И если ребёнок продолжает таким образом решать проблемы, возникающие у него, вам надо обратить внимание на его поведенческие реакции, на то, как он себя ведёт в самых различных ситуациях. Может статься, что ребёнок чувствует себя несчастным, что он часто и много нервничает, сердится. Может, вы со строгостью перебарщиваете? Не следует ребёнка часто и по малейшему поводу одёргивать - это всегда ведёт лишь к тому, что дитя находится в состоянии перманентного нервного напряжения, ожидания укора, наказания (не обязательно физического, достаточно и словесного). Детская психика не выдерживает такой психологической нагрузки, и он начинает срываться. В данном случае - кусаться, таким образом обеспечивая себе разрядку.
Не перебарщивайте со строгостью. Дома должна быть спокойная обстановка. Думайте над поведением своим и своего окружения, наблюдайте за поведением ребёнка и ... делайте правильные выводы, если хотите впоследствии быть счастливой мамой, а не издерганной мамашей.

Хорошев
Источник:  журнал  "Планета ЗДОРОВЬЯ"   №  48   15 июня  2005  
на  сайте  http://www.ph.ru/topic.asp?journal_id=58&arch=1 

10.01.2006

Читайте также в разделе «Педиатрия»