Информация


Консультация специалиста
Консультация специалиста
Loading…


Сезон гриппа
Справочники
Каталоги


Бесплатная консультация врача


Медицинская энциклопедия / Статьи / Педиатрия

Многим близкая проблема

Ф.И.О  Ирина Николаевна Ражева
ВОПРОС:  
Здравствуйте! Пишет вам преподаватель фортепиано из Подмосковья Ирина Николаевна. Ваш интернет-журнал "Планета Здоровья" наряду с конкретными советами и рекомендациями адресует людям доброжелательность общения и участие человека много повидавшего и пережившего в своей жизни. Вот и мне захотелось поделиться с вами опытом, родившимся из моих проблем. Точнее будет сказать, по сути - это лишь одна из них, но, на мой взгляд, наиболее важная и общая. Думаю, что она близка многим родителям и всем людям, воспитывающим детей и, может быть, профессиональным педагогам, каковым являюсь сама.

Я решилась написать об этом, так как в моей педагогической практике повторилось то, что уже однажды произошло лет 17 назад. Тогда я работала в старинном российском городе на Волге, в музыкальной школе с очень сильным (в профессиональном смысле) преподавательским коллективом. К тому времени у меня был уже довольно приличный педагогический стаж, хорошие результаты. Одним словом, было то, что называется авторитетом. Несмотря на то, что я была ещё молода, я была уверена в своих силах и возможностях, благодаря хорошей профессиональной подготовке и опыту работы. Всё, видимо, не случайно! Ведь именно в это время на моё имя поступило заявление от родителей девочки Л. с просьбой принять её в мой класс, т.к. девочка училась на подготовительном отделении нашей музыкальной школы. Конечно же, я поинтересовалась её результатами. Оказалось, что результаты были самыми низкими. Поговорив с педагогом подготовительного отделения, услышала в ответ: "крайне невнимательна! Молчит во время опроса! Постоянно вертится! Общее впечатление - безнадёжно глупа!"
Не знаю почему, но в ответ на это я выпалила: "Наш человек! Беру в свой класс!"

Ещё больше я утвердилась в своём мнении, когда увидела в начале учебного года глазастую девчушку. А главное, - её маму. Единственное качество, которое можно рассмотреть в человеке сразу - это доброта. Они обе - и мама, и девчушка - буквально светились от радости! А я внутренне смутилась, потому, что такой откровенной благодарной радости ещё не заслужила. Девчушка Л. оказалась левшой, что меня очень обрадовало (профессионалы поймут), с очень ловкими и "музыкальными" руками. Эти руки были готовы к игре на фортепиано от природы! Но… любознательные голубые глазки интересовались абсолютно всем, что находилось вокруг, и не могли сосредоточиться на конкретном деле… Скажем, на кропотливом изучении нотной грамоты. Мама (тоже педагог), присутствовавшая на уроках, нервничала по этому поводу, призывала дочь к порядку и даже пыталась прикрикнуть. Было понятно, что мама боялась, что я не пойму девочку так, как понимает свою дочурку она и, что я разочаруюсь и вынесу свой отрицательный вердикт. Я улыбнулась тогда и сказала, что у ребёнка абстрактное восприятие и всем нам надо набраться терпения и не ждать сиюминутных успехов, что мамина задача - помогать ребёнку в домашней работе, выполняя в точности мои рекомендации-указания. Мы двигались маленькими шажками. И верили! Верили в то, что движемся в правильном направлении! Мама девочки всегда присутствовала на уроках и фиксировала все мои замечания.

Я полюбила эту ученицу за её неординарность, а способности на сцене "пробудились" сами - как же они могли не пробудиться при таком трудолюбии, при такой вере и поддержке родных? Девчушка просто показывала то, чему её терпеливо учили, не замечая, как всё это окрашивалось её природными данными. По фортепиано у Л. было всегда "отлично". При этом другие преподаватели удивлялись, думая, что вот она перейдёт в старшие классы и её "глупость" наконец станет препятствовать её успешному развитию. В обычной школе Л. училась неважно - на "тройки". Её первая учительница заставила ребёнка писать не левой (она ведь левша), а правой рукой, так как её не устраивали "каракули", которые она выводила в тетрадях. Это не могло не привести к срыву - девочка стала подёргивать плечами, "длинно" моргать. Мама её была в отчаянии - корила себя за всё. Учёба в музыкальной школе были поставлена под сомнение. И, вдруг, девочка заговорила сама, она категорически отказалась бросать музыкальную школу! Умница моя! Она уже верила в себя, в свои силы! В 7-м классе я решилась выставить её кандидатуру на городской конкурс. Программа была очень сложной, особенной в техническом плане. Но уже предконкурсное прослушивание всех озадачило - где же ожидаемая "глупость", которая должна была к этому времени стать явной? Где она? Её, этой глупости - не было! Была взрослая игра маленького музыканта - виртуоза. Решением педагогического и художественного совета Л. Была отобрана для участия в конкурсе.

И вот, хрупкая девчушка вышла на сцену. Поклонилась… И у меня заколотилось сердце. "Так, - пыталась успокоить себя я, - всё хорошо… Всё ведь хорошо… Умница…. Ещё чуть-чуть… А здесь чуть-чуть быстрее, а потом тише…". Всё, игра закончена. Тишина. Девочка встала. Поклон залу. И… зал взорвался аплодисментами и криками "браво" и… люди стали вставать, продолжая неистово аплодировать и кричать "браво". На конкурсах, в присутствии конкурсной комиссии - это не принято, это ведь не концерт, а конкурс. Но это случилось! Вы не представляете, как же я плакала от счастья! Вот теперь, та благодарность, та надежда, которые так явно читались в глазах мамы и в глазенках девчушки тогда в самый первый раз, когда они пришли впервые ко мне в класс - были оправданы.
Л. выросла в стройную, красивую, спокойную и удивительно рассудительную девушку. Она закончила музыкальное училище и ВУЗ. А где же её глупость? Её никогда не было. Были растерянность и доверие взрослым, которые об этой глупости постоянно твердили. Но первый же успех на сцене "заякорился" в сознании ребёнка (как выражаются психологи) и всё стало понятным: музыка - это её стезя!

Прошли годы. Теперь я преподаю в музыкальном колледже. И в только что завершенном учебном году ко мне в класс была распределена девушка по имени Л. (опять Л., но тут уж ничего не изменишь). Курс оказался очень сильным и я получала удовольствие от занятий почти со всеми студентами. И только Л. - ни с места! Аккуратно посещая уроки, она "топталась" на двух строчках текста. Имея за плечами 25 лет опыта преподавательской работы, я уже поняла, что в ход должны быть запущены не только профессиональные методы, но и психологический "будильник". Сказано - сделано; вернее: задумано - выполнено. И к концу семестра я произнесла: "Милая девушка, может Вам стоит выбрать другую профессию?" Л. очень тихо и твёрдо ответила: "Я люблю свой инструмент (домру) и с основами фортепиано справлюсь". Сессию девушка сдала слабо, но без "хвостов". А во втором семестре мы уже готовились к концертам. Я сделала две обработки для смешанных ансамблей, в один из которых сознательно ввела эту студентку Л. И тут я услышала…. Да! Услышала! Л. - умничка, индивидуальность, редкая музыкальность и чувство звука! Я ввела её и во второй ансамбль! Результат - оба ансамбля с её участием стали лауреатами Международного смотра-конкурса музыкантов - исполнителей. Якорь брошен! Теперь всё должно быть хорошо! И будет!

Успех всегда заразителен. Успех всегда будит спящие или зажатые в тиски мнений способности. Желаю процветания всем, кто населяет "Планету Здоровья".

С уважением, Ирина Ражева.

ОТВЕТ:  
Это письмо меня удивило… Нет оно меня не удивило, - оно меня потрясло. И сразу же стало понятно, чем же я смогу помочь Елене, от которой получил письмо ещё в мае и … отложил, решив тщательно обдумать ответ. Вот это письмо

Как обычно, вечером сидела и читала. В комнату зашла моя старшая дочь, ей через месяц будет 14 лет. Пришла она с обычной целью - пожелать мне спокойной ночи. Я ответила ей пожеланием доброй ночи и обмолвилась, что перед сном надо простить своих обидчиков, дескать, так советуют мудрые люди. И, Боже мой, тут мою девочку "прорвало": слезы ручьём, уселась ко мне на колени и сквозь всхлипывания я услышала, что дочь моя не умеет прощать своих обидчиков, что девочки в классе обзывают её "тормозом", дурой и т.п., что у неё нет подруг, и что я обманываю её, когда говорю, что она красавица... Особенно жаловалась на нашу соседку, девочку - отличницу, которая ей проходу не даёт - высмеивает, обзывает при всех.
Я растерялась, растерялась настолько, что потеряла дар речи. Не нашла ничего лучшего, чем просто обнять свою девочку, прижать её к себе, и, раскачивая на коленях, как маленькую, рассказывать, что жизнь всё расставит по своим местам, что еще неизвестно, как сложится судьба отличницы, может придется её пожалеть в будущем. Учила дочку, что жить надо по христианским заповедям, что нельзя унывать, что в жизни будет много проблем и их надо будет преодолевать. Потихоньку моя доченька успокоилась, сейчас спит. А у меня на душе полный раздрай.
Знаете, я очень много работаю, беру ночные дежурства, всевозможные подработки, зачастую домой прихожу только ночевать. Муж мне помогает, может и детей покормить, и уроки проверить, но я давно и постоянно испытываю чувство вины перед дочками, за то, что не могу уделять им достаточно времени. В моем детстве я тоже мало видела маму, она была учительницей и занималась воспитанием чужих детей, меня воспитывала бабушка, которая ради меня бросила работу. Мама моя рано умерла, и я в жизни привыкла рассчитывать только на себя, советоваться мне было не с кем. Беспокоит меня сейчас то, что я не знаю, как и чем помочь моему ребенку. Научить её говорить какие-то колкости в ответ, поговорить ли мне самой с девочкой - обидчицей, или с её мамой (кстати, она моя коллега, очень успешная женщина).
Дело в том, что моя дочь действительно плохо учится (тройки вперемешку с четверками, по геометрии часто двойки), она старается, но, видимо, нет способностей. Иногда, после проверки дневника я просто впадаю в бешенство, начинаю кричать на неё, спрашиваю, где она собирается работать, угрожаю ей, что её оставят на второй год. Я долго не могла понять, как это можно учиться так плохо.
Мы с мужем всё трясли перед ней нашими красными дипломами, но, увы, постепенно смирились. Особенно, после книг Свияша, решила, что это жизнь так указывает на мои идеализации.
Но всё-таки, как помочь - то моему ребёнку?! Что сделать, что сказать? Помогите, пожалуйста. С уважением, Елена.


Письма такого рода приходили мне и раньше. А тут такое письмо, написанное жительницей Подмосковья, педагогом-профессионалом Ражевой Ириной Николаевной… Оно и помогло мне написать ответ Елене, я уже отправил его. Эти два письма словно "вопрос и ответ".
Благополучие наших детей - это наше спокойствие и наше с вами здоровье. А где как не в школах проявляется - будет или нет наш ребёнок благополучен… Ведь так?

Доктор Хорошев.



Источник:  журнал  "Планета ЗДОРОВЬЯ"  № 53  24 августа  2005  

на  сайте  http://www.ph.ru/letter.asp?letter_id=168&journal_id=63&arch=1


04.10.2006

Читайте также в разделе «Педиатрия»